Воскресенье, 12.05.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Студия "Ключ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Пространство образа в поэзии XXI века.
ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗА В ПОЭЗИИ XXI ВЕКА
 2011 год. Мы вступили во второе десятилетие XXI века. Что открывает нам пространство данного времени, какие новые образы наполняют его?
     Я бы сказала, что это – образ пустого экрана: телевизора, компьютера или мобильного телефона. Экран ждёт момента быть открытым пользователем, чтобы, загоревшись мерцающим голубоватым светом, наполниться теми или иными образами.
     Мы говорим «окно экрана», но окно, открывающее перед нами другой мир, поставляющий нам готовые образы, – обработанные ли это факты, знания или фантазии, рождённые чьим-то воображением – мир ноосферы. А как же быть с собственным воображением?..
      Я подхожу к окну и распахиваю его. Что там? Море, горы, сад, поле или кусок привычного городского двора, а если – космос, звёзды, до которых можно дотронуться рукой? Я знаю, что это – пространство образа. Сколько существует людей на свете, столько пространств образа, существуют ли все они в поэзии или не существуют, так это как посмотреть. К примеру, говорят же «поэзия цветка», а цветы бывают разные, и ядовитые тоже.
     Принято считать, что поэзия удел поэтов, которые могут выражать свои мысли фразами, состоящими из слов, подчинённых определённому строю, посредством рифмы и ритма.
     Людей пишущих, владеющих этими приёмами, так или иначе, в настоящее время предостаточно, но мне не хотелось бы называть, чьи бы то ни было имена. Я не отношу себя к литературным критикам, и всё, что излогаю на этих страницах, всего лишь моя попытка высказать ряд личных наблюдений и размышлений на тему, означенную в заглавии: «Пространство образа в поэзии XXI века».
      Сейчас модно записывать в столбик прозаический текст, сам по себе он может быть поэтичным, хотя стихами, его не назовёшь. Непоэтическое слово «текст», теперь употребляется применительно к поэзии, думаю, что это тоже дань моде. Но мода не возникает ниоткуда, она представляет определённый отклик человека на данное время, что касается нашего времени, так это – информация. «Быть в теме», для современного человека – закон непреложный. Недаром в некоторых литературных статьях встречается фраза «грамотно выстроенный текст», будто сама собой допускается мысль, что текст может быть и малограмотным, но несущим нужную информацию. Возникает вопрос: этого достаточно, чтобы явилась поэзия? Для некоторых пишущих этого вполне достаточно. В результате мы имеем перед собой набор информативных слов – текст, в котором может отсутствовать частично или полностью рифма, не выдерживаться ритм, а такому понятию, как «музыкальность, места нет. Постепенно вымывается то, что определяется понятием художественная литература. Анахронизмом стало высказывание: «читал(а) и получил(а) эстетическое наслаждение».
      На бумаге, которая «всё стерпит», можно разбросать, какие угодно слова, в каком угодно порядке. Можно изобразить живописное полотно, состоящее из отдельных букв, которые возможно сложить в слова, слова – в предложения, и то, что получится в итоге, назвать стихотворением. На наших глазах процесс стихосложения, в какой-то степени, представляющий собой игру слов, превращается в игру словами, что не ново, уже бывало, забылось, и вот, вновь обретает популярность.
     Чтение подменяется получением информации, а сочинительство – игрой в слова, часто, лишённых смысла.
      Иногда, само слово разбивается на части самым немыслимым образом. Из рекламы и слоганов оно попадает в литературные издания, печатающих стихи, и создаёт «пространство образа в поэзии XXI века», как вирус, пожирающий саму ткань поэзии. Жонглирование словами, не вникая в их истинный смысл – дело опасное, вредное для духовного здоровья. Сиюминутные пристрастия заняли место «непреходящих ценностей», ёрничество, как самовыражение некоторых авторов сатиры и юмора.
      В моду вошла и, так назывыаемая, ненормативная лексика, щегольство ею в стихах. И тут уж, держись, кто круче! Если стихотворение любовное, то крепкое словцо, якобы подчёркивает эротичность, а если гражданское – смелость сильных высказываний. Разнузданность ли это или полная несостоятельность владения русским языком , в любом случае факт прискорбный, потому как нецензурные слова и выражения так же пополняют собой «пространство образа в поэзии XXI века».
      Поэзия разделилась на традиционную и нетрадиционную. Ещё немного, и между ними ляжет непреодолимая пропасть.
       Стало хорошим тоном упомянуть, при случае, как просто написались стихи, будто кто-то свыше диктовал, а рука сама записывала «гениальные» строки. Записала и пёрышко положила, и без всякой редакции, в «сыром» виде «великое творение» опубликовано, благо это сейчас не редкость. Не редкость и то, что большая часть из напечатанного не читается. Читатель понятлив и разборчив.
     Мне думается, разница между автором и читателем состоит в том, что автор влияет на пространство образа в виртуальном мире, он имеет возможность забрасывать туда образы и фантазии, рождённые им самим, а читатель выбирает их оттуда, наслаивая на свои собственные.
     «Не засорять окружающую среду» - этот призыв наиболее актуален в настоящее время в материальном мире, и всем ясно, что игнорирование его может привести к катастрофе. Но засорение мира духовного, иррационального, ещё более гибельного для человека, оно способно уничтожить душу.
     Когда-то нашу страну называли самой читающей в мире, это была высокая оценка, сейчас говорят, мало читающих и много пишущих, но пишущих – ЧТО? Создающих КАКИЕ образы??.. Стихи любого автора беззащитны, ему надо быть готовым к тому, что они будут обсуждены, быть может, осуждены, и надо иметь в себе достаточно сил, чтобы идти своим путём, создавая своё «пространство образа в поэзии XXI века».
      Ах, стихи мои, сирые птахи,
      своевольно порхнули на лист,
       и тотчас оказались на плахе,
      их щипали под уличный свист…
      они что-то чирикали в страхе,
      но ни в ком не нашли состраданья.
      Соблюдая молчанья обет,
      твёрдо знаки стоят препинанья:
      не согнуть Восклицанью хребет,
      Вопросительным чуткие уши не заткнуть, разом точки над «и»
      не поставить.
                        Крылатую душу
     не поймать и не взять за грудки.
 
     Пространство образа в поэзии века прошедшего, нынешнего или грядущего такое, каким оно видится за воображаемым окном: кусок привычного двора или звёзды, до которых млжно дотронуться строкой..
Категория: Мои статьи | Добавил: Бобр (24.10.2011)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0